Замысел появляется благодаря вашей фантазии, любознательности, постоянным размышлениям.
Возникновению замысла способствуют:
- впечатление от хорошей книги (хочется написать что-то подобное)
- информационное сообщение (заметка в прессе, хроника, архивный документ)
- желание переделать неудачную работу другого автора
- парадокс (хочется переписать чужое произведение с точностью до наоборот)
- личное впечатление, стресс.
- история из реальной жизни
- сублимация (приукрасить, дофантазировать события реальной жизни)
- игра (писательская память оживляет детство)
- нестандартное допущение («а что было бы, если…»)
- идеал (мечта о победе справедливости)
- придуманный или существующий герой
2. Отбор материала
Чтобы стать настоящим писателем, недостаточно владеть языком. Нужно понимать жизнь. Ваши знания дают материал для книги, а понимание позволяет не копировать текст, а преобразовывать его в художественное произведение.
Существует несколько способов отбора материала:
- описать то, что увидел. Но это задача журналиста, а не писателя. Задача литературы – увидеть то, что сам читатель увидеть бы не сумел.
- конструирование. Писатель придумал сюжет, нарисовал героев. Материал требуется для описания действия: где живут персонажи, в какую эпоху, чем занимаются, во что одеваются, что их окружает, и так далее. Тут выручит память и опы
- синтез. За основу берутся реальные события, и потом домысливаются.
3. Композиция
Композиция рассказа – это удачное расположение отобранного материала. От последовательности эпизодов зависит эмоциональное и ассоциативное восприятие рассказа.
Композиция может быть:
- прямоточной (самая простая),
- кольцевая (когда рассказ обрамляется авторским текстом в начале и конце),
- точечная (очень много мелких подробностей привязаны к одному событию),
- плетёной (когда есть пространственно-временная масштабность),
- остросюжетной,
- детективной,
- инверсионной (основанной на контрасте),
- шарнирной (когда в конце рассказ приобретает неожиданный оборот),
- револьверной (событие показывается с разных точек зрения).
4. Зачин
Первая фраза – это самое главное.
Произведение можно эффектно начать с экспозиции (сразу ввести в курс дела), пейзажа, действия, описания прошлого, характеристики героя, сентенции, портрета, детали, эмоциональной фразы.
5. Стиль рассказа
Стиль – это то, что выделяет писателя и обеспечивает его узнаваемость. Это способ его овладения мыслью.
Стиль определяется техникой таких элементов, как: слово, сочетание двух слов, речевой оборот, фраза, сочетание фраз, часть текста, стыки периодов.
Единого стиля рассказа не существует, в нём могут сочетаться несколько стилей.
6. Деталь
Работая над рассказом, нельзя забывать о деталях – конкретных мелочах или свойствах предмета. Это может быть цвет, вкус, звук, запах, осязание.